Что на самом деле думают школьники и учителя о профориентации вшколе?
04.11.2024Что на самом деле думают школьники и учителя о профориентации вшколе?Курс «Россия – мои горизонты» запустило Минпросвещения России всентябре 2023 года во всех школах страны.7 сентября 2023 года для всех учеников 6-11 классов было проведено первоезанятие из курса «Россия – мои горизонты». И вот уже второй год курсреализуется по всей стране, поэтому самое время подвести промежуточныеитоги. В этом тексте мы собрали разные мнения учителей и школьников окурсе. Обсудили, в чем же его польза на самом деле, насколько быстро такиезанятия «прижились» в школах, что, в общем, о нем думают учителя иподростки.Напомним, что занятия проходят еженедельно (каждый четверг) инаправлены на ознакомление школьников с разнообразнымипрофессиональными направлениями и возможностями на рынке труда.Авторы программы курса – опытные специалисты по профориентацииподростков, в том числе кандидаты педагогических наук, эксперты отразличных отраслей экономики, психологи, методисты. Объединив своймноголетний опыт работы, они разработали методические материалы дляпроведения занятий, адаптировав их под психологию и интересы разныхвозрастных групп.Мария Соломатина, учитель русского языка и литературы, классныйруководитель, МАОУ «Татановская СОШ» Тамбовского муниципальногоокруга Тамбовской области:– Курс «Россия – мои горизонты»» – важный и нужный проект, которыйпомогает строить будущее нынешним школьникам, выбирать важные знанияи кратчайший путь к своей профессии, дает уверенность в своём выборе исобственных силах.Классный руководитель 8 класса Фëдоровской школы Юрьев-Польскогорайона Владимирской области Людмила Графова выделила несколькоположительных моментов внедрения курса:– Занятия по профориентации помогают нашим школьникам раскрыть своиталанты и задуматься о выборе будущей профессии. Я считаю, что введениезанятий по профориентации – мера своевременная и правильная. Важнопомочь учащимся лучше понять, какие навыки, интересы и качестватребуются для каждой профессии, и как они могут применить своисобственные таланты и способности. А вторым положительным моментомвведения этого профориентационного курса является наличие готовыхметодических материалов на платформе «Билет в будущее».Кроме этого, многие учителя обращаю особое внимание на методическиематериалы курса. Саая Сливана Шораановна, учитель Усть-Элегестинскойшколы Республики Тыва:– Мне как учителю очень нравится, как выстроена работа по курсу. Естьчеткое содержания курса. Есть календарно-тематическое планирование, гдена весь учебный год расписаны темы и мероприятия. На сайте «Билет вбудущее» есть «Конструктор будущего» – цифровой инструмент поформированию профориентационных мероприятий в классе. Он содержит всебе готовые материалы курса «Россия – мои горизонты». Хочется выразитьбольшую благодарность разработчикам за построение интересных уроков иразнообразную подачу информации. Такие уроки не проходят скучно иоднотипно. Дети на уроке заинтересованы в материале, что не может нерадовать и меня, как педагога.Владимир Кардаш, учитель школы No 31 посёлка Родники Белореченскогорайона Краснодарского края:– С 1 сентября 2023 года я провожу курс внеурочной деятельности «Россия –мои горизонты». Убедительные видеоролики о России, отраслях российскойэкономики в цифрах и фактах дали возможность ребятам увидеть масштабновозможности для самореализации в нашей стране. Занимательныеинтерактивные игры «Инженеры в разных отраслях», «Реальность ибудущее» позволяют понять учащимся важность и значимость данныхпрофессий. Курс профориентационной направленности «Россия – моигоризонты» – содержателен и познавателен своими материалами.Классный руководитель 6 класса Фëдоровской школы Юрьев-Польскогорайона Татьяна Длюгова поделилась своими наблюдениями и отметила, чтокурс оказался эффективен не только для школьников:– С профессиональной точки зрения курс внеурочных занятий «Россия – моигоризонты» оказался очень полезным. Для меня тоже было очень интересновместе с детьми знакомиться с необычными профессиями будущего. Хочетсяотметить замечательный инструмент – «Конструктор будущего». С егопомощью не только легко, но и интересно строить уроки.Ольга Черноусова, педагог-навигатор МКОУ ООШ No2, г. КозельскКалужской области отметила преимуществом курса знакомство с разнымипрофессиональными сферами:– Ни для кого не секрет, что дети малых городов и деревень не имеют такихвозможностей, как дети областных центров и крупных мегаполисов. В малыхгородах не так развито производство, недостаточно образовательныхорганизаций СПО, а в некоторых их нет вообще, не говоря уже оборганизациях высшего образования. Я, как классный руководитель 8 класса,мама девятиклассницы, с уверенностью могу сказать, что курспрофориентационных занятий «Россия – мои горизонты» открывает длянаших детей возможности расширить свои знания о профориентационныхсферах, о структуре образования, позволяет выявить свои предпочтения привыборе профессии.Марина Мосичкина, замдиректора по воспитательной работе МКОУ«Хвастовичская средняя общеобразовательная школа» (Калужская обл, с.Хвастовичи), рассуждает на тему нужности таких занятий:– Курс профориентационных занятий «Россия – мои горизонты» – мера,наверное, все же правильная. Да, это добавился еще один урок. Да, детиуходят из школы позже. Но если спросить старшеклассника, куда он хочетпоступать, то слышу ответ: не знаю еще. Дети мало что знают о той или инойпрофессии. Дети не знают, что для них более подходящее. А потому и видимрезультат: ребенок пошел учиться в одном направлении, а потом работаетсовсем в другом. Необходимо помочь детям лучше понять, какие навыки,интересы и качества требуются для каждой профессии и как они могутприменить свои собственные таланты и способности. Уверена, что эти урокибудут способствовать принятию учащимися правильного решения ивозможности построения успешной карьеры в будущем.Резюмируя, почти все учителя дали положительную оценку курсу иотметили, что он действительно оказался продуктивным и интересным дляобеих сторон. Но будут ли с этим выводом согласны сами школьники? Когдамы предложили ученикам оценить занятия курса «Россия – мои горизонты»,в первую очередь были отмечены его преимущества. Вот что они говорят:Екатерина Пчелинцева, 8 класс, МАОУ «Татановская СОШ» Тамбовскогомуниципального округа Тамбовской области:– На курсе «Россия – мои горизонты» мы знакомимся со многимивостребованными в наше время профессиями. Свой окончательный выбор яещё не сделала. Узнавая о новых профессиях, в чём их суть и ценность дляобщества, я пытаюсь для себя понять, какой род деятельности мне ближе ичем бы я хотела заниматься в будущем. Я считаю, что этот курс оченьполезен для школьников, так как он знакомит с новыми интереснымипрофессиями.Азим Орзамиев, ученик 7 «В» класса Президентского лицея города Грозного:– Участвую в занятиях курса внеурочной деятельности «Россия – моигоризонты» уже несколько месяцев и могу сказать, что они действительнополезные. Мы изучаем профессии, узнаем о требованиях и навыках,необходимых для успешной работы. Мне нравится, что уроки включаютмного практических заданий, то есть можно применить наши знания напрактике и улучшить свои навыки. Учителя очень отзывчивые и помогаютнам разобраться с любыми вопросами. Я с нетерпением жду каждого урока иуверен, что эти занятия помогут мне в будущей карьере.Артем Горбунов, ученик 9 «В» класса школы No 8 г. Старая Русса:– В этом проекте я познакомился с профессиями IT-разработчика. Напрофессиональных пробах мы написали код для калькулятора, медбрата ифельдшера, где нам показали оказание первой помощи, работу скорой и дажеправильное мытье рук в 6 действий! На уроках мы пробовали себя в ролиучителя, металлурга и других специальностях всем классом (интерактивныеигры, рассказывающие об этих профессиях). Также у нас была экскурсия понашему Старорусскому приборостроительному заводу. Там нам показаливыплавку деталей, их обработку. Рассказали о истории завода, егопродукции. И о профессиях, которые нужны заводу. Было очень интересно!Сами занятия показали, в чем заключается смысл этих специальностей.Проекту я желаю продолжать развиваться и дальше помогать ученикам ввыборе профессий.Залесская Мария, ученица 8 «А» школы No 67 г. Брянска:– Я окончила 8 класс и осознаю, что уже через год меня ждет важнейшийвыбор будущей профессии. Лучше понять мои интересы и способности, атакже изучить широкий спектр профессиональных сфер помогает курсуроков «Россия – мои горизонты». Например, на одном из занятий мыговорили о том, как устроена система образования в нашей стране, какойуровень образования нужен для разных видов профессий. Также ранее мыпроходили диагностику, которая помогает глубже понять нашипрофессиональные интересы. Я с уверенностью могу сказать, что данныеуроки помогают мне расширить кругозор, чувствовать уверенность в себе и всвоём будущем выборе.Боярчук Никита, студент регионального железнодорожного техникума г.Брянска:– «Россия – мои горизонты» – очень интересный проект. Подача материалаувлекательная и насыщенная. На занятиях я постоянно узнавал что-то новоеи необычное. Я уже определился с выбором профессии, но все равно синтересом изучал различные направления профессиональной деятельности.Я считаю, что проект достоин самой высокой оценки и очень важен для всехобучающихся