Эксперты рассказали, обязательна ли профориентация в школе.
04.11.2024Эксперты рассказали, обязательна ли профориентация в школе. ТОП-5 волнующих родителей вопросовЛетом 2023 года глава Минпросвещения Сергей Кравцов сообщил, что с 1сентября во всех школах России вводятся занятия по профориентации.Осенью этого же года в школьном расписании появился курс внеурочнойдеятельности под названием «Россия – мои горизонты».Многие родители воспринимают профориентационные занятия какдополнительную нагрузку на своего ребенка.В этой статье эксперты проекта разберут острые и актуальные темы,касающиеся программы «Россия – мои горизонты» и ответят на 5 волнующихродителей вопросов.ВОПРОС 1. Почему занятия проходят именно по четвергам? Внекоторых школах урок внеурочной деятельности ставят 8 по счету, чемэто обусловлено?Игорь Иванов, руководитель направления образовательных стандартов ипрограмм Фонда Гуманитарных Проектов: Министерством просвещенияРоссийской Федерации рекомендован единый день проведения занятий курса«Россия – мои горизонты», еженедельно по четвергам. В ПисьмеМинистерства просвещения РФ от 5 июля 2022 года No ТВ-1290/03 «Онаправлении методических рекомендаций» определено, что под внеурочнойдеятельностью следует понимать образовательную деятельность,направленную на достижение планируемых результатов освоения основныхобразовательных программ (предметных, метапредметных и личностных),осуществляемую в формах, отличных от урочной. Проще говоря, занятиявнеурочной деятельности обязательны к посещению, потому что входят вплан внеурочной деятельности, который является частью основнойобразовательной программы. А согласно ст. 43 «Закона об образовании» всешкольники обязаны добросовестно осваивать эту программу. Вопросвремени проведения занятий остается на усмотрение администрацииконкретного образовательного учреждения. Как правило, школы стараютсяставить занятия внеурочной деятельности после так называемой «паузы»,чтобы у ребенка было время на отдых. Возможно, в связи с этим занятияпроводятся 7-8 уроками.ВОПРОС 2. Как выбираются темы для курса? Кто их разрабатывает? Иможет ли учитель провести урок на тему, которую самостоятельнопридумал?Александра Потехина, генеральный директор «Проектория Медиа»:Календарно-тематический план курса – это большая коллективная работацелой группы людей: методологов, психологов, педагогов, представителейразличных ведомств и различных отраслей экономики. Задача курса – иохватить вопросы самоопределения, и рассказать о самых востребованныхнаправлениях рынка труда, и дать максимально полезные и практическиесоветы ребятам. Звучит амбициозно, поэтому все занятия педагог можетсобрать в нашем Конструкторе будущего. Это очень удобно, потому что, во-первых, позволяет получить сразу полностью готовое занятие под любойвозраст со всем комплектом материалов, а во-вторых, дает возможность принеобходимости моделировать занятие, заменять разные блоки. Мырекомендуем пользоваться заранее подготовленным сценарием, но прижелании педагог может брать только какие-то отдельные блоки, задания,игры, видеоролики и дополнять их своими активностями.ВОПРОС 3. Что конкретно получит мой ребенок после прослушиваниякурса? Чем этот курс ему поможет?Мария Чередилина, руководитель по экспертно-методической работе ФондаГуманитарных Проектов: Курс помогает сосредоточиться на вопросахпрофессионального самоопределения, больше узнать о собственныхинтересах и ценностях, смоделировать (или начать моделировать) личныйобразовательно-профессиональный маршрут. На занятиях ученики получаютсамую актуальную информацию об отраслях и профессиях самой различнойнаправленности, видят в записи современные предприятия и их успешныхсотрудников, знакомятся с культурой и условиями труда в разных регионах иотраслях. Занятия курса построены с учетом возраста учеников и ихпредпочтениями в изучении материала. Мы сочетаем видеоролики, игры,практические задания так, чтобы класс не уставал и каждый нашел что-тоинтересное для себя.ВОПРОС 4. Зачем моему ребенку профориентационные занятия, если онспортсмен и уже точно знает, куда будет поступать?Татьяна Четверикова, руководитель отдела «Центр планированияпрофессиональной карьеры» в центре профессионального образованияСамарской области: Если Ваш ребенок точно знает, куда будет поступать, мыпоздравляем всю Вашу семью – муки выбора обошли вас стороной! Но дажев этом случае посещение ребенком профориентационных занятий поможетему лучше узнать тот мир профессий и работодателей, в который он вступитчерез несколько лет после окончания школы, а также правила «выживания» вэтом мире: выбор профессии и планирование профессионального развития.Эти знания ни для кого не бывают лишними, даже для взрослых людей. Этизнания оказываются очень ценны, когда изменчивый, динамичный мир (а мыживем именно в таком мире) затрагивает твою профессию, и людиоказываются в ситуации необходимости менять свою профессию или дажесферу деятельности, уже будучи профессионалом.Если Ваш сын серьезно занимается спортом и решил статьпрофессиональным спортсменом, то наверняка знает, что они в достаточномолодом возрасте (кто-то в 35, а кто-то и в 25 лет) меняют профессию. Кто-то остается в спорте в качестве тренера, а кто-то начинает профессиональноразвиваться в совершенно в иных сферах: разрабатывает собственнуюлинейку спортивной одежды , открывает строительную компанию илиспортивную школу, становится руководителем или менеджером спортивныхорганизаций. Для повышения успешности в новой сфере человеку требуютсязнания и навыки выбора и планирования профессионального развития.Соответственно, профориентационные занятия для спортсменов особеннополезны.Еще один аргумент в пользу профориентационных занятий: как бы мы нибыли уверены в успешности намеченного плана, нам всегда нужен запаснойплан. А некоторые люди при планировании жизненных маршрутовпредпочитают составлять несколько запасных вариантов. Ведь не все в этойжизни зависит от нас: направление подготовки в выбранном нами вузе можетзакрыться, может сократиться количество бюджетных мест на выбраннуюнами специальность, а стоимость обучения на «внебюджете» – резкоподняться. Случаются неприятные ситуации со здоровьем, и всё чаще мывидим, как искусственный интеллект вмешивается в содержание труда ужесейчас, сокращая количество рабочих мест. А что будет через 5 лет? Знатьточно мы не можем. Но можем уже сейчас понять тенденции и основныепути, приводящие человека к профессиональной востребованности и успеху.Разобраться во всем этом, составить запасные планы помогаютпрофориентационные занятия.ВОПРОС 5. Если кто-то в семье относится скептически к посещениюребенком таких занятий. Как найти компромисс? А самое главное, какобъяснить ребенку, что такие занятия ему помогут в дальнейшем?Мария Чередилина, руководитель по экспертно-методической работе ФондаГуманитарных Проектов: Конечно, в семье важно договариваться оценностях и задачах по воспитанию детей. Вспомните и обсудите, как укаждого из вас, взрослых, когда-то происходил профессиональный выбор?Кто и что помогло? Какой помощи не хватило? Сработают ли ваши стратегиив сегодняшних реалиях? Попробуйте больше узнать о курсе «Россия – моигоризонты». Педагог может показать вам его фрагменты, объяснитьназначение. Также узнайте мнение самого подростка, что ему интересно иважно в этих занятиях. Широкий кругозор о мире профессий и труда,который формирует курс за несколько лет, – важное условие многихжизненных выборов. Пусть они принесут удовольствие!Немного о курсеЗанятия предназначены для учащихся 6-11 классов и направлены наознакомление школьников с разнообразными профессиональныминаправлениями и возможностями на рынке труда. Курс включает в себя 34занятия, которые проходят каждый четверг. За прошлый год школьников ужепознакомили с отраслями промышленности, цифровым технологиям,медициной и здравоохранением, инженерным делом, государственнымуправлением. Кроме этого, особое внимание уделяется и практической части.Для обучающихся организуются экскурсии на региональные предприятия,организации и учебные учреждения. Ознакомиться с новой программойкурса внеурочной деятельности можно на сайте